№ 4 (865) от 24.01.2007

Площадь студентов

Если бы министром был я...

В канун Дня святой Татьяны лучшие представители студенческого братства получили премии мэра Оренбурга. Все они ищущие, думающие, неравнодушные люди. Радуясь успехам передовиков студенческого фронта, мы предложили им еще одно испытание — ответить на вопрос: "Если бы я был министром образования...".


Максим

ШЕВЧЕНКО

Студент факультета информационных технологий ОГУ. Неоднократный участник вузовских и межвузовских олимпиад по программированию, математических боев всероссийского масштаба, чемпионата мира по программированию, призер городского турнира по математике. Ректорский и правительственный стипендиат. Удостоен премии мэра в номинации "За заслуги в учебе".

— Находясь в министерском кресле, я бы, во-первых, тщательно контролировал "современность" образовательных программ. Сейчас знания очень быстро устаревают, поэтому образовательные программы должны постоянно видоизменяться, утверждать их нужно не раз в десять лет и как минимум каждый год пересматривать.


Татьяна

КОБЗЕВА

Учится на химико-биологическом факультете ОГУ. Научной деятельностью занимается еще со школы. Активный участник и неоднократный лауреат различных конкурсов, олимпиад. Еще будучи первокурсницей, она принимала участие в международной конференции в Иванове. Лауреат премии мэра в номинации "За успехи в научной деятельности".

— Нет, я бы не хотела быть министром образования. Меня больше привлекают занятия наукой. Должность министра — это большая ответственность, ведь образование во многом определяет судьбу человека. И даже один не совсем продуманный закон может повлиять на жизни миллионов. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом, то есть тем, к чему есть способности. У ученого и министра разные типы мышления. Для ученого — в первую очередь целеустремленность и огромная работоспособность. Эксперимент — это большая трудоемкая работа, когда сидишь и каждые десять секунд снимаешь показания, построил график — и что-то не получилось, как чаще всего бывает. Здесь главное — кропотливая работа, без нее даже гений не сделает открытия. А министр, пусть даже образования, — в первую очередь политик, который должен обладать планетарным мышлением, уметь просчитать в перспективе влияние различных факторов и предвидеть результаты своей сегодняшней деятельности.

Я не умею мыслить так глобально, поэтому скажу как человек, занимающийся научной работой: требуется улучшить оснащение лабораторий. Если сравнивать ведущие российские научные центры и западные, то по оснащенности наши, как правило, проигрывают. Лаборатории учебных заведений в регионах значительно уступают столичным. По моему мнению, научная составляющая должна стать основой высшего образования. Как показывает практика, большинство открытий сделано не узкопрофильными специалистами, а учеными, компетентными в различных областях науки. Следует укреплять и расширять сотрудничество ученых различных стран. Хотя я убеждена, что достижения, как и промахи, в большинстве случаев зависят от личных качеств и способностей человека.


Артур

КУЛЬСАРИН

Студент химико-биологического факультета ОГУ. Неоднократно принимал заочное участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, дважды очно представлял ОГУ на всероссийских олимпиадах по химии. На его счету первое место в ежегодной студенческой конференции ОГУ. Отмечен в номинации "За успехи в научной деятельности".

— В российской системе образования, так же как и в зарубежной, есть свои плюсы. Поэтому, в рамках Болонского процесса переводя нашу систему образования на новые рельсы (бакалавриат, магистратура), не стоит начисто отметать свой опыт, а из зарубежного опыта брать только лучшее и не просто внедрять, а адаптировать его к уже сложившейся системе.

Мне кажется, что у наших преподавателей слишком велика почасовая нагрузка, на Западе их коллеги имеют больше свободного времени и более достойную зарплату. У учителей и преподавателей должно быть больше возможностей для подготовки к занятиям, ведения научной работы. Кроме того, не мешало бы сократить число студентов в группах. Когда педагог работает с небольшим количеством учащихся, повышается качество учебного процесса. Понятно, что в такой ситуации необходимо значительное сокращение бюджетных мест, таким образом получить высшее образование смогут только способные молодые люди. Возможна и плата за обучение, но это должен быть конкурс не кошельков, а знаний: то есть если абитуриент немного недобрал баллов, он может доплатить, а не так, чтобы поступал двоечник с деньгами. Я считаю, что не только студентов надо принимать в вуз по конкурсу, но и преподавателей тоже. Раз это высшее учебное заведение, то и работать и учиться здесь должны только лучшие. Министерство образования должно создать стимул. Материально поддержать следует не только преподавателей, но и студентов, чтобы все свои силы они употребляли на получение знаний, а не думали о хлебе насущном. Сейчас я получаю повышенную стипендию — 1 600 рублей, и то часть из них — это средства университета.


Александр

ДЕНИСОВ

Студент Аэрокосмического института ОГУ. Является сопредседателем студенческого совета Оренбурга, членом совета Ассоциации студенческих отрядов города "Стимул". Его опыт работы в общественной сфере — 4 года. Отмечен в номинации "За успехи в общественной работе".

— Окажись на месте министра образования, непременно бы поддержал студенческое самоуправление. Я веду работу со всеми студенческими трудовыми отрядами: строительным, педагогическим, сервисным, промотрядами, проводников, аниматоров. В этом году возглавил городской педагогический отряд "Шторм", в летний период 36 его членов трудились в оздоровительных лагерях Анапы.

Активизация общественной работы в вузе при поддержке министерства образования позволит решить ряд социальных и организационных проблем. В ОГУ, например, действует одна общественная организация, призванная решать студенческие проблемы, — это профсоюз. Студсоветы и студсоюзы могли бы взять на себя всю творческую составляющую жизни студентов, проводить благотворительные акции и так далее, на что зачастую у профсоюзов просто не хватает времени, их основная направленность — социальная защита: стипендии, путевки, общежития и др.


Ильнара

АБУЗЯРОВА

Студентка факультета гуманитарных и социальных наук. Постоянная участница вузовских научно-практических конференций, межвузовских, посвященных вопросам толерантности. Ректорская стипендиатка. Отмечена в номинации "За заслуги в учебе".

— Я бы на месте министра обязательно увеличила число бюджетных мест, потому что убеждена, что человеку высшее образование нужно, оно должно быть бесплатным и традиционным. Вступление в Болонский процесс нам ни к чему. Во-первых, потому, что общество не готово как обучаться, так и принимать на работу бакалавров. Во-вторых, за учебу в магистратуре нужно платить деньги, а позволить себе это смогут далеко не все желающие. В-третьих, я считаю, что наше образование — лучшее. Во многих странах, наоборот, ищут альтернативу трехступенчатой системе образования, а мы наступаем на грабли, о которые уже неоднократно ударялись другие.


Наталья

ЕВСЮКОВА

Аэрокосмический институт. Неоднократный призер университетских олимпиад по информатике, начертательной геометрии, экономике, теоретической механике и др. Имеет свидетельство о регистрации программного средства "Программа автоматизации анализа движения сочлененной конструкции "Динамика манипулятора 1.4". В прошлом году была удостоена стипендии ректора ОГУ, сейчас губернаторская стипендиатка. Лауреат в номинации "За успехи в учебе".

— Я не разделяю нынешнюю политику министерства образования, направленную на сокращение бюджетных мест. Поскольку это в первую очередь удар по сельским школьникам. Очевидно, что при поступлении в вуз выпускники городских лицеев, гимназий и районных школ находятся в неравном положении, у последних уровень знаний зачастую ниже. Это беда сельских школ, они отстают от городских по оснащенности, испытывают кадровый голод — не хватает учителей. Селу нужны высокообразованные специалисты, и для того чтобы они возвращались домой, а не оседали в городе, надо создать условия для жизни и самореализации.

Как министр, я бы отменила льготы при поступлении медалистам, так как вижу, что многие школьные звезды в вузе учатся не очень хорошо. Не одобряю ЕГЭ, поскольку, на мой взгляд, тестовая система оценки знаний снижает качество образования, его цель — дать не максимально глубокие знания, а умение из возможных вариантов вычислить правильный ответ.

Кроме того, я обратила бы внимание на проблему регулирования рынка образовательных услуг, а не разводила бы руками, констатируя факт: на рынке труда переизбыток экономистов и юристов. Министерство образования должно смотреть на эти вопросы в перспективе, чтобы абитуриент, поступая на востребованную специальность, после выпуска не оказался не у дел. В Госдуме звучало предложение: "Не работаешь по специальности — оплачивай образование", а я считаю, что государство не должно перекладывать груз ответственности на плечи выпускников.

И еще один момент — связанный с преподаванием физкультуры. Я против уравнивающих всех нормативов: один студент ростом под два метра, другой полтора, а в высоту и длину они должны прыгать одинаково?! Надо отменить экзамен по этому предмету: занимаешься спортом — получаешь зачет. Физкультура должна приносить радость, а не быть повинностью.


Алексей

КОМАРОВ

Студент электроэнергетического факультета ОГУ. Отличник, увлекается баскетболом, призер университетских олимпиад по физике и теоретической механике. Отмечен в номинации "За успехи в учебе".

— Трое лучших студентов нашего факультета получают стипендию Сакмарской ТЭЦ, я один из них. Сказал это не ради хвастовства, а чтобы показать, что сотрудничество предприятий и образовательных учреждений необходимо расширять, искать новые методы и формы взаимодействия. Это позволит решить многие насущные проблемы. Предприятия сегодня часто высказывают недовольство уровнем знаний молодых специалистов, в свою очередь вузам не под силу в одиночку решать проблемы подготовки кадров. У каждого предприятия свои требования к выпускникам, так почему хотя бы некоторым, самым крупным, не создать на своих базах учебные цеха непрерывной практики студентов, это позволило бы им готовить специалистов "под себя". Специальность"Энергообеспечение предприятий", по которой я обучаюсь, в ОГУ была открыта только в прошлом году. На создание стендов и лаборатории требуются немалые средства, а потому это затянется на годы. Но решить эту проблему может помощь нескольких не очень крупных предприятий, которым в одиночку сложно организовать учебное производство, да и нет потребности в притоке значительной массы специалистов. Сотрудничество должно быть более тесным. И на уровне министерства образования должны быть выработаны механизмы этого взаимодействия. Вузам следует открывать специальности и комплектовать группы на основании заявок предприятий. Тогда у выпускников не будет проблем с трудоустройством. Кроме того, необходимо активизировать и разнообразить работу по профориентации школьников: экскурсии на предприятия, встречи с ведущими специалистами производств, а не только с представителями центра занятости.


Евгений

СИДОРИН

Студент транспортного факультета. Занимается троеборьем с десяти лет. Является чемпионом Оренбургской области среди мужчин. Принимал участие в чемпионате России среди студентов, показал мастерский норматив и занял четвертое место, это отличный результат, учитывая, что в его весовой категории выступали два чемпиона мира. Отмечен в номинации "За успехи в спорте".

— Занятия в университете занимают уйму времени: сидишь на лекциях, в библиотеке, дома за компьютером, готовясь к экзаменам и зачетам, а малоподвижный образ жизни, как известно, приводит к множеству различных заболеваний. Сейчас много молодых людей имеют отклонения в здоровье, даже в армию идти некому. Я понимаю, что физкультура не панацея в деле оздоровления нации, но считаю, что определенная физическая нагрузка организму нужна: разомнешь мышцы, улучшится кровоток и головной мозг будет работать лучше. Возможно, в вузе, так же как в школе, нужно увеличить количество часов физкультуры. А еще неплохо в университетах возродить спортивные клубы, которые бы занимались организацией различных соревнований, поездок спортсменов и т. д. О них я слышал от своего отца и сожалею, что сам не застал того времени. В бюджете университета нет такой статьи расходов, но администрация всё же идет навстречу, и отдельных студентов-спортсменов с частичным финансированием отправляют на соревнования, а вот чтобы выехала команда — об этом даже мечтать не приходится. Министр образования и его коллега, курирующий спортивную жизнь страны, должны сообща решать эти вопросы.

И еще один вопрос, который министру образования следует решать совместно с министром обороны: я считаю, что надо отработать систему набора на срочную службу таким образом, чтобы выпускники вуза в армии не теряли квалификацию, у них должна быть возможность применять полученные знания. А вообще, я за профессиональную армию: военная техника усложняется, чтобы ее освоить, требуется время, и немалое, а потому контрактники по уровню военной подготовки всегда будут лучше любого солдата-срочника.


Юрий

СЕЧНЕВ

Студент Аэрокосмического института ОГУ. Серебряный призер чемпионата России по легкоатлетическому кроссу, участник чемпионата Европы по тому же виду спорта. Премию мэра получил в номинации "За заслуги в спорте".

— Как министр, я бы поддержал инициативу ОГУ по доступу к информации об успеваемости студентов их родителей. Я обязал бы сделать то же самое во всех вузах. Считаю, что образование должно быть доступным и открытым.

Убежден, что преподаватель не обязан после отработанных часов сидеть и принимать отработки у студентов, которые пропускают занятия по неуважительной причине. Такие должны идти в специальные отделы (в нашем университете это коммерческий отдел), оплачивать дополнительное занятие преподавателю и отрабатывать.

Также считаю, что каждый вуз нашей страны должен иметь лицо, то есть своим внешним обликом должен отличаться от всех других зданий города.

А нынешнему министру я бы искренне пожелал не принимать поспешных решений, которые потом приходится расхлебывать всей стране.


Марина

КОРОСТЕЛЕВА-ПАРФЕНОВА

Студентка факультета журналистики ОГУ. Постоянная участница конференций, школ, фестивалей, конкурсов, мастер-классов по PR-технологиям. Генеральный продюсер ТК "Регион". Отмечена в номинации "За заслуги в общественной работе".

— Я поддерживаю нынешнего министра образования и науки РФ в том, что он отменяет льготы при поступлении золотым и серебряным медалистам. Если раньше выпускники школ приходили в приемную комиссию с определенным баллом по ЕГЭ, но у них была золотая медаль, то шансы поступить при этом увеличивались вдвое, а молодые люди с теми же баллами по конкурсу не проходили. На мой взгляд, эти отличники медаль не подтвердили, раз получили такие же оценки, как, к примеру, хорошисты или троечники при сдаче ЕГЭ, а значит, должны поступать на общих основаниях.

Я бы навела порядок с производственной практикой. По месяцу после года обучения и по два на последнем курсе, то есть год студент может получать практические знания. Но на деле этого не происходит, потому что большинство из них просто не знают, на какое предприятие пойти, не у всех есть связи.

Учебные программы в вузах страны сейчас разрозненны. Одни и те же предметы в одних университетах на той же специальности могут проходить на первом курсе, в других — на пятом. Многих предметов нет вообще. Я считаю, что учебная программа, к примеру для журналистов, во всех вузах должна быть единой. Если в конкретном вузе считают, что не мешало бы добавить еще что-то, то пожалуйста — факультатив.


Игорь

ЧЕПУРОВ

Студент архитектурно-строительного факультета ОГУ. Лауреат в номинации "За успехи в творчестве".

— Я за то, чтобы студенты во время учебы имели возможность выехать за рубеж хотя бы на год и поучиться по той же специальности в иностранных вузах. На сегодняшний день это доступно только обеспеченным семьям, а должно быть доступно лучшим студентам. Неплохо было бы организовывать доступные стажировки и для выпускников. Двойной опыт никому не помешает.

А еще, если б я был министром образования, разрешил бы при университетах создавать, скажем, мастерские, где работали бы студенты, получали за это деньги, имели собственный доход и приносили прибыль вузу. У нас очень много проектов, изобретений, творческих работ пылятся в ящиках, хотя многие из них могут быть реализованы.

<< назад