Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме»
Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме» Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме» Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме»
Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме» Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме» Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме»
Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме» Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме» Круглый стол «Цыгане в оренбургском социуме»

8 апреля 2013 г. НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ, Областная научная библиотека им. Н. К. Крупской и Ассамблея народов Оренбургской области совместно провели круглый стол по теме «Цыгане в оренбургском социуме». Выбор даты для мероприятия был не случаен, поскольку в этот день традиционно отмечается Международный день цыган с 1971 г., когда в Лондоне на Первый Всемирный цыганский конгресс собрались делегаты из 30 государств, провозгласили себя единой нетерриториальной нацией, утвердили свой гимн и флаг.

К началу работы круглого стола сотрудники Областной библиотеки организовали интересную выставку книг об истории, культуре, фольклоре цыган, подборку научных статей об их влиянии на русский язык. Любопытно, что современная молодёжь широко использует в своём сленге слова цыганского происхождения, даже не осознавая этого: чувак (от цыганского чаво — парень), лажа (от ладжь — стыд, позор), хавать (от хава — ем), лавэ (от ловэ — деньги) и др.

К участникам научного форума обратились с приветствиями начальник Управления внутренней политики Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области Вячеслав Щенятский, председатель Комитета по вопросам межнациональных и религиозных отношений Общественной палаты Николай Науменко и директор Областной библиотеки Людмила Сковородко. Они подчеркнули важность проведения круглого стола, поскольку учёные впервые обращаются к научному осмыслению места цыган в этническом пространстве Оренбуржья.

Директор НИИ, доктор исторических наук Веналий Амелин в своём докладе подробно рассмотрел эволюцию государственной политики и отношения общества к цыганам в странах Запада и России. Он отметил, что цыганский народ является одним из наиболее многочисленных национальных меньшинств в Европе. Всего же в мире насчитывается до 10 миллионов цыган, в том числе более 200 тысяч в России. По данным переписи населения 2010 г., в Оренбургской области проживали 1 793 цыгана, а по экспертным оценкам их реальная численность составляет до 5 тысяч человек. В историческом прошлом и сейчас на территории края отмечены представители различных этнических групп в составе цыганского народа: русские, сибирские, польские цыгане, сэрвы, кэлдэрары, ловари, плащуны, люли. Удивительным свойством цыган является то, что они воспринимают и творчески перерабатывают национальные культуры тех стран, где проживают, но в то же время сохраняют и свою богатую оригинальную культуру, язык, систему социальных отношений и семейных ценностей, а в отдельных случаях — традиционный кочевой образ жизни и особенности быта. Однако эти исторически обусловленные отличия в поведении, менталитете, профессиональных занятиях иногда создают межкультурные барьеры, дистанцию в общении, порождают негативные стереотипы. По замыслу учёного, целью круглого стола как раз и является сближение народов через лучшее взаимопонимание, на основе изучения давней истории и культуры цыган в регионе, а также особенностей их восприятия окружающим населением.

Появлению цыган на территории Оренбургской губернии в дореволюционный период посвятил своё выступление старший научный сотрудник НИИ, кандидат исторических наук Денис Денисов. На основе изучения широкого круга исторических источников, архивных документов он установил, что цыгане впервые упоминаются здесь в 1767 г., что делает их одной из старейших национальных групп региона. Российская империя упорно боролась с вольным, кочевым образом жизни цыганского народа, добивалась его прикрепления к земле, подчинения паспортному режиму, включения в сословную структуру общества для обложения налогами и привлечения к военной службе. Однако для Оренбургского края эта проблема не была острой, так как на протяжении второй половины XVIII — первой половины XIX вв. численность местных цыган оставалась незначительной. К 1852 г. на огромную Оренбургскую губернию приходилось всего чуть более 80 представителей цыганской национальности, тогда как в соседней Самарской губернии их насчитывалось более 500 человек. Массовый приток цыган в Оренбуржье начался только в 70–80-е годы XIX в. и был связан с общим подъёмом экономики и уровня благосостоянии региона, сделавших его привлекательным для переселенцев самых разных национальностей. По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., на территории Оренбургской губернии проживали уже 514 человек, указавших цыганский язык в качестве родного, в том числе в Оренбурге — 1, в Оренбургском уезде — 76, в Орске — 11 и в Орском уезде — 8. В соседней Самарской губернии тогда же было отмечено 802 носителя цыганского языка, в том числе в Бугуруслане — 8, в Бугурусланском уезде — 50 и в Бузулукском уезде — 346 человек. В годы Первой мировой войны положение оренбургских цыган существенно ухудшилось, поскольку большинство из них формально были подданными воюющих с Россией Австро-Венгрии и Германии, за что подвергались принудительным выселениям.

Дальнейшую историю цыганского населения Оренбуржья в советское время проследил в своём исследовании старший научный сотрудник НИИ, кандидат исторических наук Константин Моргунов. Докладчик показал, что численность цыган в крае постепенно увеличивалась: в 1926 г. — 113 человек, в 1939 г. — 330, в 1959 г. — 728, в 1970 г. — 1 330, в 1979 г. — 896 и в 1989 г. — 1 710 человек. Как и в Российской империи, политика Советского государства была направлена на перевод цыган к осёдлости, принудительное поселение в городах и сельской местности для занятия промышленным производством и земледелием. В рамках этого курса с 1936 г. предпринимались попытки создания цыганской сельскохозяйственной артели в Бугурусланском районе. Некоторые представители кочевого народа настороженно относились к мероприятиям властей, избегали контактов с государственными органами и участия в общественно-политической жизни. Гораздо более заметный след оставили оренбургские цыгане в сфере культуры и искусства. Одним из таких людей стал уроженец Бузулука, гитарист-виртуоз, певец и композитор, заслуженный артист России Александр Колпаков. Он получил широкую известность как дирижёр и музыкальный руководитель цыганского театра «Ромэн», создатель группы «Колпаков Трио», гастролировавшей в 2008 г. по США и Европе с американской певицей Мадонной.

Оренбургский край стал родным и для крупного цыганского поэта Александра Алексеева (Булангиро), человека трудной судьбы, который в 4 года остался сиротой, а в 15 лет стал инвалидом. Несмотря на тяжёлые испытания, он написал романтические, жизнеутверждающие стихотворения «Наш ту миро серо» («Беги, мой серый конь»), «Весна», «Лэ-ка, лэ ту тэ васта гитара» («Возьми-ка ты в руки гитару»), лирические песни о любви «Палсо» («Почему»), «Мэ на совав ратенца» («Я не сплю ночами»), несколько рассказов, повесть «Парны шатра» («Белый шатёр»), сказки «Вайда — мурш баро» («Вайда — уважаемый человек») и «Банго вэш» («Кривой лес»), перевёл на цыганский язык «Письмо матери» С. Есенина и др. Известная цыганская журналистка Чалора Карат передала организаторам круглого стола для публикации рукописи его произведений с анализом творчества и языка.

О сохранении музыкальных и поэтических традиций цыган в современном Оренбуржье рассказал руководитель группы «Черген» («Звезда») Анатолий Андреев (Дандари). Основу репертуара этого коллектива, созданного в Оренбурге в 2004 г., составляют старинные цыганские таборные песни: «О, дывэс паше ратятэ» («Бирюзовые колечки»), «Нанэ цоха, нанэ гад» («Юбки нет, рубашки нет»), «Сарэ патря» («Все карты»), «Кай о бэрги» («Там, где горы»), «Шатрица» («Шатёр»), «Бида мангэ» («Беда мне»), «Загаём мэ ко рома» («Чашка чаю»), «Кумушка», «Шляпа», «Бричка», «Ой, да не будите» («Солнышко»), «Лодочка», «Калина», «Ручеёк», «Ивушки» и др. Кроме того, группа исполняет популярные русские романсы, которые цыганский народ считает частью и своей музыкальной культуры: «Очи чёрные», «Дорогой длинною», «Мохнатый шмель». Дандари также выступает с песнями собственного сочинения на цыганском и русском языках из любовной лирики и религиозно-духовной поэзии: «Глаза в глаза», «Тоска», «Чачё-чачё» («Правда»), «Я буду прославлять Христа» и др. В 2012 г. он принял участие в записи компакт-диска к празднику Рождества, куда вошла его авторская песня «Благодарю Тебя, Отец небесный». К 9 мая 2013 г. готовится новый диск в подарок ветеранам Великой Отечественной войны, для которого музыкант пишет военную песню — молитву солдата перед боем. В рамках музыкальной паузы на круглом столе цыганская группа «Черген» представила несколько ярких концертных номеров, которые были тепло встречены публикой.

Солист группы Анатолий Андреев (Дандари) отметил, что по его опыту, музыка объединяет народы, открывает любые двери и стирает барьеры между людьми, но всё равно приходится сталкиваться с негативным отношением к цыганам. Причиной этого является, в том числе, и разобщённость цыганского народа, которая не даёт его полной картины. Зачастую о цыганах судят по тому, что видят на улицах и базарах, а не в концертных залах, студиях или мастерских. Для изменения ситуации музыкант предложил создать в Оренбурге собственную цыганскую национально-культурную организацию, открыть школу для сохранения и передачи родного языка, клуб для повседневного общения. Объединившись, оренбургские цыгане могли бы представить настоящий образ своего народа, его богатую самобытную культуру через организацию национальных праздников, концертов, выставок и т. д.

Большим опытом создания и деятельности таких объединений, решения проблем цыганского населения в соседнем регионе поделилась зам. директора Дома дружбы народов г. Самары Светлана Жидкова. Она пообещала оказать организационное содействие и прислать оренбургским цыганам образцы уставных документов для создания собственного национально-культурного общества.

Участниками круглого стола также были представлены данные социологических опросов о негативном и позитивном восприятии цыган оренбуржцами, рассмотрены особенности формирования этнополитической культуры в их взаимоотношениях с государством, православные традиции воспитания цыганских детей, проблемы репрезентации национальной культуры в визуальных источниках, роль цыганского танца в выражении национального характера.

В целом новый пласт практически не изученных проблем, вынесенных на обсуждение круглого стола, вызвал большой интерес научного сообщества, телевидения и прессы. Всего на форум были представлены 20 докладов учёных из Оренбурга, Самары, Москвы и даже Варшавы, что должно стимулировать научные исследования, раскрыть историю и культуру цыган другим народам для обеспечения взаимопонимания, межнационального диалога и согласия в регионе.

Адрес:

460018, г. Оренбург ГСП,

пр. Победы, 13,

Оренбургский государственный

университет, НИИ истории и

этнографии Южного Урала,

кабинет 3416 (директор),

3417 (НИИ)

Телефон:

8 (35-32) 37-25-64

внутренний: 22-80

E-mail:

niiural@mail.osu.ru