Международный круглый стол «Опыт конституционного и международно-правового строительства на евразийском пространстве»

25 декабря 2020 г. в г. Оренбурге прошел Международный круглый стол «Опыт конституционного и международно-правового строительства на евразийском пространстве», организованный НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета и АНО «Содружество народов Евразии».

Особую ценность и глубину международному обсуждению придало участие в нем непосредственных разработчиков поправок в Конституции, общественных деятелей, политологов, социологов, юристов в области конституционного и международного права из гг. Москвы, Оренбурга (Россия), Нур-Султана, Уральска (Казахстан), Бишкека (Киргизия), Кишинева (Молдова).

Открывая работу площадки, ее организатор, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ Веналий Амелин и модератор дискуссии, старший научный сотрудник НИИ Денис Денисов (г. Оренбург, Россия) констатировали, что уходящий год был отмечен политической турбулентностью, попытками определенных сил раскачать обстановку в странах СНГ. В этих условиях особую актуальность на евразийском пространстве приобретают задачи сохранения внутриполитической стабильности, защиты суверенитета от внешних влияний, эволюционного развития и укрепления государств в конституционно-правовом русле, обеспечения гарантий межнационального мира. Не случайно в текущем году были внесены изменения в Конституции России, Армении, Туркменистана, на завершающую стадию выходит разработка новой редакции Основного Закона в Киргизии, на высшем уровне выдвигались предложения о пересмотре Конституций Беларуси, Молдовы и Узбекистана. С учетом накопленного опыта национального строительства происходит перенастройка государственных механизмов, взаимодействия власти и общества, отказ от устаревших или недостаточно эффективных моделей.

Например, член Конституционного совещания 2020 г. по разработке новой редакции Основного закона Киргизии, доцент Дипломатической академии МИД КР Темирбек Нурматов (г. Бишкек, Киргизия) рассказал, что в стране после перехода в 2010 г. к парламентско-президентской форме правления, на фоне очередного витка нестабильности снова вернулись к необходимости усиления роли и полномочий президента в политической системе. По мнению эксперта, причиной пересмотра подходов стало то, что изменения, заложенные в Конституцию Киргизии 10 лет назад, не оправдали общественных ожиданий. А парламентская республика, по сути, обернулась подменой демократических процедур негласными, кулуарными договоренностями политических партий с распределением между собой по квотам государственных должностей и органов без широкого участия населения. Вовлеченный участник идущей конституционной реформы поведал, что при разработке новой редакции Основного закона страны особое внимание уделяется не только укреплению государственного строя, но и установлению дополнительных гарантий прав и свобод граждан, повышению обязательств государства в сфере социального обеспечения, развитию правовой культуры и самосознания общества, вопросам защиты персональных данных в контексте актуальных задач цифровизации. Отдельно эксперт из Киргизии подчеркнул и сохранение в новой редакции Основного закона страны официального статуса русского языка в качестве важного стабилизирующего элемента, обеспечивающего межнациональный диалог, мир и согласие.

В Республике Казахстан масштабная конституционная реформа была проведена еще в 2017 г. Она сопровождалась перераспределением полномочий между ветвями власти, но сохранила президентскую форму правления как гарантию внутриполитической стабильности и устойчивого развития страны, преемственности политического курса. Вместе с тем, казахстанский политолог, научный сотрудник Института «Рухани жаңғыру» Турар Шайхиев (г. Уральск, Казахстан) полагает, что инициированный пересмотром Конституции процесс демократической модернизации общества и государства продолжается очередным электоральным циклом. Вслед за избранием в 2019 г. нового Президента, в 2021-м предстоят выборы в нижнюю палату Парламента Республики Казахстан — Мажилис и маслихаты (местные представительные органы) всех уровней, которые завершат обновление кадрового состава важнейших государственных институтов уже на новых конституционных принципах. Значимым шагом в сторону дальнейшей демократизации общества, формирования новой политической культуры казахстанский эксперт считает и запланированные на 2021 г. первые прямые выборы жителями глав сельских поселений.

Директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев (г. Нур-Султан, Казахстан) уверен, что в результате этих выборных процедур расширится представительство партий в законодательных органах, укрепится обратная связь между государством и гражданским обществом, возникнут новые диалоговые площадки для взаимодействия власти с широким спектром конструктивных общественно-политических сил.

В уходящем году в Республике Молдова на фоне политического противостояния и выборов главы государства снова актуализировались предложения о пересмотре действующей Конституции страны 1994 г.: о замене парламентской формы правления президентской, запрете «политического туризма» (перехода депутатов из одной партии в другую с сохранением выборной должности), обеспечении независимости судебной системы, изъятии беспрецедентной статьи Основного закона, допускающей ликвидацию государства путем референдума (с целью возможного присоединения к Румынии).

Комментируя специфику национального конституционного строительства, политолог, старший научный сотрудник Института юридических и политических исследований Академии наук Республики Молдова Николай Цвятков (г. Кишинев, Молдова) отметил аккуратность, обтекаемость формулировок молдавской Конституции, которая позволяет гибко трактовать ее положения в ту или иную сторону в зависимости от политической обстановки и доминирующей в ней силы. Такой же подвижной, неоднозначной является и должность президента страны. При существующей парламентской форме правления Основной закон Молдовы наделяет президента в основном представительскими, символическими полномочиями, но они не раз превращались в реальные инструменты влияния при занятии этой должности сильной политической фигурой, имеющей поддержку в парламенте. Главной заслугой действующей Конституции Молдовы эксперт считает то, что она обеспечила общественный запрос на сменяемость власти. Наряду с этим, Конституция остается последним бастионом, защищающим государственный статус молдавского языка, от которого уже отказались национальная Академия наук, система образования, проевропейские политические силы, считающие местную речь и письмо румынскими. Конституция по-прежнему гарантирует и нейтралитет Молдовы, несмотря на попытки Румынии, Европейского союза и США переманить страну в блоковый статус. При этом в России постоянный нейтралитет Молдовы воспринимается с гораздо большим пониманием, несмотря на то, что это конституционное положение в свое время принималось с целью подтолкнуть вывод российских войск с территории республики. В то же время молдавская Конституция сохраняет беспримерную в мировой практике возможность упразднения государства, ведь Основной закон принимался не всенародным голосованием, а парламентом на основе учета мнений всех представленных в нем партий. И это положение было условием принятия Конституции со стороны унионистских, прорумынских сил, которые считают само существование Республики Молдова исторической ошибкой и видят свое будущее в ее объединении с Румынией.

В современной России, напротив, нет серьезных колебаний в выборе президентской формы правления. Как показала руководитель Социологического центра «Общественное мнение» Галина Шешукова (г. Оренбург, Россия), по данным соцопросов населения, ориентация на сильную вертикаль власти является долговременной особенностью политической культуры большинства россиян с учетом исторических традиций, географической протяженности и сложности управленческих задач, стоящих перед страной. Вместе с тем, за 27 лет действия Конституции РФ в обществе также сложился запрос на совершенствование государственных механизмов, укрепление гарантий прав и свобод человека и гражданина. Социологические исследования свидетельствуют, что в декабре 2019 г. 68 % населения уже выступали за пересмотр Основного закона страны. Это послужило социальной основой для внесения в январе 2020 г. Президентом РФ инициативы о проведении конституционной реформы, одобренной всенародным голосованием в июне-июле того же года. При этом данные экзитполов крупнейших социологических служб совпали с официальными результатами плебисцита, что подтверждает реальную поддержку реформы почти 78 % населения.

Член рабочей группы 2020 г. по подготовке поправок в Конституцию РФ, председатель Ассамблеи народов России Светлана Смирнова (г. Москва, Россия) рассказала, что работа над проектом изменений в Основной закон страны проводилась с широким привлечением представителей гражданского общества и, в частности, в сфере межнациональных отношений. Помимо председателя Ассамблеи народов России, в состав рабочей группы для подготовки поправок в Конституцию вошли руководители Федеральных национально-культурных автономий украинцев, белорусов, Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Это позволило выработать и провести изменения в Конституцию, которые, с одной стороны, укрепляют единство российской нации, а с другой, устанавливают гарантии сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Если раньше Конституция РФ 1993 г. гарантировала права только коренных малочисленных народов, то новая редакция впервые на высшем уровне закрепила обязанность государства защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей страны. И это является логическим продолжением уже проводимой политики. Еще до конституционной реформы был создан государственный Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации. Количество национальных языков, используемых в образовательной системе России, выросло с 87 в 2012 г. до 105 в 2018 г. Поправки в Конституцию РФ 2020 г. также впервые закрепили прямую обязанность государства оказывать поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. Внесены важные дополнения о том, что РФ сохраняет преемственность развития и признает исторически сложившееся государственное единство, являясь правопреемницей СССР на своей территории. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войны особое значение для противодействия внешним попыткам фальсификации истории приобрело конституционное положение о том, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества и обеспечивает защиту исторической правды. А умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

Заместитель заведующего кафедрой теории и истории государства и права Московского университета имени С. Ю.  Витте Евгения Савощикова (г. Москва, Россия) отметила, что проведенная реформа укрепила суверенитет Российского государства и верховенство Конституции, поставив ее выше норм международного права и решений межгосударственных органов, преимущество которых перед Основным законом страны давно вызывало неприятие российского общества.

Вместе с тем, доцент кафедры конституционного и международного права Оренбургского филиала Московского государственного юридического университета (МГЮА) Елена Васякина (г. Оренбург, Россия) подчеркнула, что эта новелла не станет препятствием для развития взаимовыгодной интеграции на евразийском пространстве, в том числе в рамках ЕАЭС. Ведь международные нормы права и договоры РФ по-прежнему выше национального законодательства, но не выше гарантированных Конституцией прав как главной ценности, что, по сути, закрепляет давно сложившуюся мировую практику.

В целом на основе анализа и сопоставления опыта национально-государственного строительства участники обсуждения пришли к выводу о том, что актуальные поправки в первоначальные Конституции стран СНГ отражают объективные изменения, произошедшие в их обществах за почти 30 лет, со времени распада СССР. В условиях новых вызовов и угроз они направлены на укрепление конституционного строя в интересах обеспечения стабильности и устойчивого развития государств. Вместе с тем, по мнению экспертов, перед лицом вынужденного ограничения экономических и других связей на фоне мировой пандемии важно преодолеть и риски дезинтеграции на международном пространстве, укрепить институциональные и правовые основы СНГ, ЕАЭС и ОДКБ для эффективного решения общих задач их странами-участницами в обоюдных интересах. В частности, доцент кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Оренбургского государственного университета Елена Максименко (г. Оренбург, Россия) отметила, что утрата работы и карантинное перекрытие границ в условиях распространения коронавирусной инфекции оголили проблемы трудовых мигрантов, что требует повышения их защищенности, информационной поддержки и гармонизации национальных законодательств стран ЕАЭС в части регулирования миграционных процессов, в том числе с использованием новых цифровых технологий и платформ.

Адрес:

460018, г. Оренбург ГСП,

пр. Победы, 13,

Оренбургский государственный

университет, НИИ истории и

этнографии Южного Урала,

кабинет 3416 (директор),

3417 (НИИ)

Телефон:

8 (35-32) 37-25-64

внутренний: 22-80

E-mail:

niiural@mail.osu.ru