Объявления:

Встреча с оренбургской художницей Мариной Бусалаевой

27.05.20
Марина Бусалаева. Открыть в новом окне [13 Kb]

Сегодня мы приглашаем вас на встречу с оренбургской художницей, членом ВТОО «Союз художников России», членом международной ассоциации АИАП ЮНЕСКО Мариной Бусалаевой.

«Встреча была запланирована в рамках Недели романских языков, — поясняет доцент кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка Лариса Ильина. — Узнав, что на встрече будут студенты, изучающие французский язык, Марина Бусалаева предложила поговорить о барбизонской школе, поскольку именно барбизонцы предопределили и подготовили появление нового направления в живописи — импрессионизма».

Барбизонская школа (фр. École de Barbizon) — группа французских художников-пейзажистов. Работы художников барбизонской школы предопределили и подготовили появление нового направления в живописи — импрессионизма. Имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили Руссо, Милле и некоторые другие представители группы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими (Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема) и французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) пейзажистами. Непосредственными предшественниками их были П.Юэ и Бонингтон. Влияние на творчество барбизонцев оказывали также их современники, не принадлежавшие группе, — Коро, Курбе, Делакруа.

Начало XIX века во французском искусстве было отмечено борьбой классицизма и романтизма. В отношении пейзажа академики признавали его, в основном, как фон, на котором действуют мифологические персонажи. Романтики создавали приукрашенные и внешне красивые пейзажи. Барбизонцы выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами с участием простых людей, занятых трудом. «Эти замечательные живописцы создали национальный реалистический пейзаж, что имело огромное значение в развитии не только французского искусства, но и других национальных школ, вставших в XIX веке на путь реализма». Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовке наравне с Коро появления импрессионизма. Характерным приемом барбизонской школы, предвосхитившем импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в ателье.

Первые работы Руссо, Дюпре и Диаза были выставлены в Салоне в 1831 году, сразу после революции 1830 года, но основное внимание публики тогда привлекла картина Делакруа «Свобода на баррикадах». В 1833 году Руссо выставил в Салоне свое программное произведение «Окрестности Гранвиля» (Эрмитаж). Его высоко оценил Дюпре и с этого времени начинается их дружба, положившая начало формированию школы.


Руссо

Т. Руссо. Рынок в Нормандии. Масло. 1830

Основателем и вдохновителем школы был Пьер-Этьен-Теодор Руссо (1812–1867). Впервые в лес Фонтенбло для писания этюдов он приехал в 1828–1829 годах. Затем два года он провел в Нормандии, где писал свои первые картины («Рынок в Нормандии», Эрмитаж). После этого он пять лет путешествовал по Франции, был и в Барбизоне и в Вандее («Каштановая аллея», 1837–1842, Лувр). Руссо порой заезжал в отдаленные места, мало привлекавшие других художников («Болото в Ландах» 1853, Лувр). Накануне революции 1848 года после неудачной попытки женитьбы на племяннице Жорж Санд Руссо по совету своего друга критика Торе поселился вместе с ним в Барбизоне в крестьянском доме. Там он создал свои главные шедевры, и там постепенно собрался кружок его друзей. В 1848 году он получил государственный заказ и в 1850 закончил картину «Выход из леса Фонтенбло. Закат» (Лувр). В 1852 написал «Дубы в Апремоне» (Лувр). В Салон Руссо не принимали тринадцать лет подряд, начиная с 1835 года, когда был отвергнут «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (Гаага). Но Всемирная выставка 1855 года приносит ему успех и золотую медаль. В Салоне 1866 года он был членом жюри, а на Всемирной выставке 1867 года он стал уже председателем жюри. Однако в 1863 году он заболел воспалением легких, а в 1867 умер в Барбизоне.


Дюпре

Наиболее близким по творческим установкам к Руссо был Жюль Дюпре (1811–1889). На его творчество повлияла поездка в Англию и знакомство с пейзажами Констебля, а также дружба с Каба. После знакомства с Руссо в его творчестве усилились реалистические тенденции, и Дюпре перестали принимать в Салон. Вместе с Руссо вплоть до 1849 года они часто работали вместе не только в Барбизоне, но и в различных местах Франции, сохраняя при этом каждый свою творческую индивидуальность. В 1849 году Дюпре получил орден Почетного легиона, а Руссо нет, что стало причиной ссоры, положившей конец совместной работе. В 40–50-е годы Дюпре создал свои главные шедевры: «Деревенский пейзаж» (1840–44, Эрмитаж), «Вечер» (1840е, ГМИИ), «Ланды» (1845–1850; Лувр), «Старый дуб» (1845–1850; Мериленд), «Дубы у пруда» (1850–55, д’Орсе). С 1852 по 1867 годы он не посылал свои картины в Салон. Начиная с 1868 года, Дюпре каждое лето уезжал в Кайё-сюр-Мер и создавал там морские пейзажи («Морской отлив в Нормандии», 1870-е, ГМИИ).


Диаз

Н. Диаз де ла Пенья. Охотник. Масло. 1871

Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья (1807–1876) пришел к реалистическому пейзажу не сразу и тесное знакомство его с Руссо относится ко второй половине его жизни. Сначала он увлекался романтизмом, его любимым художником был Корреджо, картины он создавал праздничные и декоративные. Начиная с Салона 1844 года, Диаз пользовался большим успехом, но это были, в основном, картины с восточными женщинами, цыганами, мифическими персонажами, нимфами, детьми. После того как он начал работать совместно с Руссо в лесу Фонтенбло, его стиль изменился. Им созданы пейзажи: «Лесная дорога» (1850-е, Эрмитаж), «Пейзаж с сосной» (1864; Эрмитаж), «Дорога через лес» (1865–70, д'Орсэ), «Возвышенность в Жан-де-Пари» (1867, д'Орсэ), «Лес в Фонтенбло» (1867, Бордо), «Опушка леса (1871, д'Орсэ), «Осень в Фонтенбло» (1872, ГМИИ), «Старая мельница около Барбизона» (частная коллекция).


Милле

Ж.-Ф. Милле. Собирательницы хвороста. Масло. 1850–1860

Жан-Франсуа Милле (1814–1875) в противоположность остальным барбизонцам, вышел из деревенской среды, он был сыном крестьянина. В начале карьеры увлекался Микеланджело и Пуссеном, наряду с пейзажем занимался и другими жанрами. Большое влияние на него оказал Шарль-Эмиль Жак. Первую картину на «крестьянский» сюжет Милле создал в 1848 году. В 1849 он приехал вместе с Жаком в Барбизон, где подружился с Руссо и стал самым постоянным среди художников жителем Барбизона, где и умер. В картинах «Сеятель» (1850, Бостон), «Собирательницы хвороста» (1850-е, ГМИИ), «Собирательницы колосьев» (1857; д'Орсэ) и других он пишет пейзажи с крестьянами, занятыми трудом. В картинах «Анжелюс» (1857–59, д'Орсэ), «Человек с мотыгой» (1863, частное собрание) основное внимание сосредоточено на людях. Интересны последние картины художника «Уборка гречихи» (1868–1870; Бостон), «Стога: осень» (1874, Метрополитен). Очень необычен и красив пейзаж «Весна» (1868–1873; д'Орсэ).


Добиньи

Ш. Добиньи. Берег. Масло. 1866

Шарль-Франсуа Добиньи (1817–1878) начал свое творчество с поездки в Италию. Затем писал сюжетные картины. Выставленный в Салоне 1840 года «Св. Иероним» имел успех. В 40-х годах Добиньи иллюстрирует книги различных писателей Франции: Поля де Кока, Бальзака, Виктора Гюго, Эжена Сю. К реалистическому пейзажу пришел в конце 40-х годов, когда подружился с Коро. В отличие от других барбизонцев Добиньи большое внимание уделял свету, в этом он оказался ближе к импрессионистам. Им созданы пейзажи «Жатва» (1851, д'Орсэ), «Запруда в долине Оптево» (1855, Руан), «Большая долина Оптево» (1857, д'Орсэ). В конце 50-х годов он осуществляет свою давнюю мечту — построить лодку-мастерскую. Совершив на ней путешествие по рекам Франции, Добиньи создает затем многочисленные офорты и картины: «Берега реки Луэн» (1850-е, Эрмитаж), «Утро» (1858; ГМИИ), «Песчаный берег в Виллервиле» (1859, Марсель), «Деревня на берегу Уазы» (1868; ГМИИ), «Берег моря в Виллервиле» (1875, Эрмитаж).


Другие барбизонцы

К. Тройон. Отправление на рынок. Масло. 1859

Констан Тройон (1810–1865) дружил и с Руссо, и с Дюпре. Однако после поездки в Голландию в 1847 году он увлекся творчеством Поттера и его внимание с пейзажа переключилось на изображение животных: «Быки отправляются на пахоту. Утро» (1855; Лувр), «Отправление на рынок» (1859; Эрмитаж).

К кругу барбизонцев принадлежали Никола-Луи Каба (1812–1893), Анри Арпиньи (1819–1916), Огюст Анастази (1820-1889), Адольф Аппиан (1819–1898), Франсуа Франсэ (1814–1897), Леон-Виктор Дюпре (1816-1879) и другие, хотя точно очертить круг барбизонцев невозможно.

Многочисленные ученики барбизонцев ни в чем не превзошли своих учителей, картины их сосредоточены в небольших французских городах и малоизвестны.


Барбизонцы и Россия

Полотна барбизонцев были в коллекции И.С. Тургенева (картины Руссо, два пейзажа Добиньи, два Диаза, «Хижины» Дюпре, «Заходящее солнце» Франсэ и другие).

Русские художники Ф. Васильев, Левитан, Саврасов проявляли интерес к творчеству барбизонцев.

В.В. Стасов в своей работе «Искусство XIX века» высоко оценил барбизонцев за то, что они не выдумывали, не сочиняли более пейзажей, а творили с натуры, ничего не аранжировали, ничего не украшали и не подслащали, а передавали истинные формы природы, природы отечественной, французской, а вместе истинные свои собственные душевные впечатления.


Вы можете самостоятельно почитать и посмотреть:

О барбизонской школе


О творчестве М. Бусалаевой

Марина Бусалаева: «Я ничего не сочиняла…»

Кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter».

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством аналитической системы «Спутник» и интернет-сервиса Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «Согласен», вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies вы можете в настройках своего браузера.

Платежный сервис ОГУ
  • V очередь конкурса «Студенческий стартап»
  • Студенческая научная конференция
  • Проект «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях»
  • «Зеленая школа»
  • Международный инженерный чемпионат CASE-IN
  • Дни открытых дверей в ОГУ
  • Каждый выходной в ОГУ — Университетские субботы для школьников
  • Цифровые кафедры — 2023
  • Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства»
  • Президентская программа подготовки управленческих кадров
0/0

Сегодня

28 марта 2024 г., четверг
8 неделя (верхняя)
Неделя рубежного контроля

температура воздухаатмосферное давление

Скоро

Приглашаем принять участие

Объявления

  • 20.03.2024 Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях

    Приглашаем студентов 1-го курса ОГУ принять участие в проекте «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». ›››

  • 20.03.2024 Конкурс на должности ППС

    ОГУ объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по следующим кафедрам: ›››

  • 18.03.2024 Банк России приглашает студентов принять участие в обучении финансовым технологиям

    Банк России реализует бесплатную образовательную программу для молодежи «Финансовые технологии и инновации в платежах». ›››

  • 15.03.2024 Программа повышения квалификации «Комплексное сопровождение образовательного процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ»

    С 20 марта в Институте развития образования реализуется программа повышения квалификации «Комплексное сопровождение образовательного процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

  • 14.03.2024 Проект от АО «Оренбургнефть» для выпускников ОГУ

    АО «Оренбургнефть» приглашает на работу выпускников 2024 года выпуска Оренбургского государственного университета очной формы обучения следующих направлений подготовки: ›››

  • 14.03.2024 Инженерный чемпионат по самолетостроению для студентов ОГУ

    С 18 по 20 апреля 2024 года АО «УЗГА» организует в Екатеринбурге Инженерный чемпионат по самолетостроению для студентов российских вузов. ›››

  • 12.03.2024 Проект по набору выпускников от НГДУ «Нижнесортымскнефть» ПАО «Сургутнефтегаз»

    НГДУ «Нижнесортымскнефть» ПАО «Сургутнефтегаз» приглашает на работу выпускников Оренбургского государственного университета на следующие вакантные должности: ›››

  • 06.03.2024 Приглашаем получить дополнительную квалификацию «Арабский язык (преподаватель)»

    Кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка объявляет набор на обучение по программе профессиональной переподготовки «Арабский язык (преподаватель)». ›››

  • 20.02.2024 Прием документов для прикрепления соискателей для сдачи кандидатских экзаменов

    С 1 по 28 марта 2024 года осуществляется прием документов для прикрепления соискателей для сдачи кандидатских экзаменов. ›››

  • 08.02.2024 Открыта регистрация на Международный инженерный чемпионат CASE-IN — 2024

    Открыта регистрация участников XII сезона Международного инженерного чемпионата CASE-IN 2024 года. ›››

424242
Почтовый адрес:

460018, г. Оренбург,

просп. Победы, д. 13

Телефон:

+7 (35-32) 77-67-70

Горячая линия Минобрнауки России:

- по обеспечению правовой и социальной защиты обучающихся: 8 800 222-55-71 (доб. 1)

- по психологической помощи студенческой молодежи: 8 800 222-55-71 (доб. 2)

     

Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».

Соглашение об использовании сайтаПолитика обработки персональных данных веб-сайтов ОГУ

© ОГУ, 1999–2024. При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна!