Опрос

Выпускник-бакалавр 2020 года, что планируете делать после получения диплома?



Объявления:

Латынь на книжной полке

26.03.20

В рамках Дней романских языков кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка проходит мероприятие «Латынь на книжной полке».

Латинский язык присутствует в нашей жизни неизменно. Часто мы сами не обращаем внимания на латинскую оболочку давно знакомых и привычных слов. Современный юрист, произносящий словосочетание нормативные акты или фиктивные документы, мог бы быть понят жителем Древнего Рима, потому что все эти слова пришли из латыни.

Отнюдь не исконно русскими лексемами воспользуется автомеханик, предложив вам проверить работу суппорта, реверса, измерить глубину протектора. Что уж говорить о враче с его инфекциями, интоксикациями и санитарией! Латынь «притаилась» в словах педаль, пенсия, аппарат, лекция, проект, позиция, факт и многих других.

Если вас зовут Мариной, Валерием или Натальей, ваше имя также восходит к латинскому языку. Автомобили Volvo, AUDI, Vesta, крем Nivea, торговый дом «Декорум» названы словами того самого «мертвого» языка. А ведь он, оказывается, живее всех живых! И даже если вы — программист, глубоко презирающий филологию и испытывающий трепет только перед монитором и процессором, то не сомневайтесь, что и монитор, и процессор, и курсор, и матрица пришли в ваш персональный лексикон из латыни.

Если же вы утверждаете, что вам вполне достаточно изучения разговорного иностранного языка, то просим не забывать, что не менее могуч и представителен пласт лексики латинского происхождения в английском и немецком языках; что же касается французского, итальянского и испанского, то они — родные дети латыни — выросли, «отпочковавшись» именно от нее.

Предлагаем вам для просмотра несколько презентаций из электронного курса лекций Ларисы Ильиной (Ильина, Л.Е. Латинский язык [электронный ресурс] курс лекций: зарег. в УФАП ОГУ 9.09.2011; № 685 — Оренбург, 2011.)

 Краткий очерк истории латинского языка

 Античная культура

 Античность. Основные исторические события (1)

 Античность. Основные исторические события (2)

 Культура Древнего Рима

Посмотрите также материал об экскурсии в отдел редких и ценных книг: латынь на практике.

Вот небольшой аннотированный список научной и учебной литературы:

1 Виппер, Р. Ю. История древнего мира; Васильев, А.А. История средних веков. – М.: Республика, 1994. — 511 с.

Учебник истории древнего мира Р. Ю. Виппера (1859-1954) завершается разделом о «варварских» королевствах (печатается по изданию 1913 г), что привело к некоторым повторениям с учебником истории средних веков А. А. Васильева (1867-1953) (печатается по изданию 1914 г.). Но это позволяет лучше понять причины падения рабовладельческой Римской империи и переход к феодализму: в учебнике Р. Ю. Виппера акцент сделан на процессах, происходивших внутри империи, а в учебнике А. А. Васильева — в недрах «варварских обществ». Переизданные гимназические учебники истории древнего мира и средних веков дореволюционной России привлекают внимание читателей ХХI века, тех, кто хочет расширить свои исторические познания, осмыслить прошлое, понять причины потрясавших мир драматических катаклизмов.

2 Гиленсон, Б. А. История античной литературы: учебное пособие для пед. вузов / Б. А. Гиленсон. — М.: Флинта : Наука, 2001.

В наглядной форме представлены главные вехи в развитии античной литературы в наследии ее наиболее значительных писателей, поэтов, прозаиков, драматургов, историков, философов, мастеров красноречия. Особое внимание уделено восприятию античного литературного наследия в России. Менталитет римлян, их традиции, уклад, верования наложили отпечаток на жанровое своеобразие, тематику, стилистику римской литературы определили ее специфически национальные, самобытные черты.

3 Гринбаум Н. С. Взгляд в античность. Varia. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2010. — 380 с.

Сборник статей профессора Н. С. Гринбаума объединяет исследования, посвященные изучению языка античной литературы во всем разнообразии ее жанров.

4 Каркопино, Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей Империи. / Ж. Каркопино; пер. с фр. И. И. Маханькова — М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2008. – 420 с. Эпоха Римской империи – один из самых блестящих периодов истории человечества, наследие которого определило ход развития европейской цивилизации на века вперед. В I—III веках н. э. Рим стал центром громадного государства, крупнейшим городом мира, куда стекались представители сотен народов и племен.

5 Кондрашов, А. П. Кто есть кто: Боги и герои Древней Греции и Рима: [энциклопедический словарь] / А. П. Кондрашов. — М.: РИПОЛ Классик, 2002. — 703 с.

Классическая мифология, под которой обычно понимают свод мифов Древней Греции и Древнего Рима, — одна из важнейших основ не только европейской, но и мировой культуры в целом. Цель энциклопедии - дать читателю систематизированную и достаточно полную информацию о мире греческих и римских богов и героев, их происхождении, тесном переплетении судеб, сложных и противоречивых характерах, героических подвигах и неблаговидных поступках.

6 Лосев, А. Ф. История античной философии: в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1989. — 204 с.

В книге А. Ф. Лосева в конспективном изложении представлена панорама античной философии на протяжении всей ее более чем тысячелетней истории – от зарождения до упадка и гибели. На основе научного историко-филологического анализа большого количества источников, зачастую впервые привлекаемых для этой цели, показано, как античные мыслители разрабатывали понятия времени и пространства, культуры и исторического процесса. Автором представлены различные периоды развития античной философии, ее течения и школы, точные историко-философские формулы и принципы различных направлений.

7 Любимов, Л. Д. Искусство древнего мира. — М. : АСТ : Астрель, 2002.

Книга посвящена истории мирового искусства от наскальных рисунков первобытного человека до памятников древнейших цивилизаций Древнего Мира. Автор в живой, увлекательной форме рассказывает об истории первобытного искусства и искусства древнего мира (Египет, Ассирийское царство, Вавилония, Греция, Рим) во всем многообразии различных художественных памятников, созданных зодчими, скульпторами, живописцами, резчиками по камню, ювелирами. В тонких анализах произведений искусства раскрывается непреходящая художественная ценность наследия далеких эпох.

8 Ørberg, Hans H. Lingua Latina Per Se Illustrata/ Hans H. Ørberg. - Grenaa: Domus Latina, 2003. – 328 p.

Учебник Х. Эрберга «Латинский язык, иллюстрированный самим собой» основан на методе контекстной индукции. Метод контекстной индукции заключается в особой структуре учебного материала и организации текста, позволяющей студенту, не имеющему опыта общения с латинским языком, изучить латинский язык самостоятельно или под руководством преподавателя, начина с простых выражений. Постепенно вводятся новые слова, смысл которых, как правило, ясен в контексте или иллюстрируется рисунками. Все уроки учебника озвучены.

9 Дворецкий, И. Х. Латинско-русский словарь: около 50 000 слов / И. Х. Дворецкий. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1976. - 1096 с.

Второе издание Латинско-русского словаря значительно дополнено, в основном за счет включения лексики памятников поздней латыни. Словарь дает возможность читать и переводить все основные сохранившиеся до наших дней произведения римской литературы, исторические труды и юридические документы, а также важнейшие произведения христианской патристики и некоторые специальные сочинения, написанные на латинском языке до середины VII века н. э.

В словаре представлены и лексические разночтения, поскольку они не считаются окончательно отвергнутыми (это касается преимущественно Плавта, Теренция, в меньшей степени Петрония и др.).

1 Ильина, Л.Е. Linguam acuere. Рабочая тетрадь по латинскому языку: учебное пособие / Л.Е. Ильина; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 123 с.

Рабочая тетрадь по латинскому языку – это учебное пособие, предназначенное для отработки грамматического материала в ходе аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

2 Солопов А. И., Антонец Е. В. Латинский язык: учеб. пособие. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 430 с.

Учебное пособие состоит из 26 уроков, хрестоматии, краткого грамматического справочника, латинско-русского и русско-латинского словарей. Основными методическими принципами пособия являются параллельное изучение синтаксиса и морфологии, привлечение элементарных сведений из исторической грамматики, а также использование на самых ранних стадиях обучения неадаптированных предложений и небольших текстов в сочетании с искусственными учебными текстами и упражнениями.

3 Файер В. В., Наумова Е. С. Латинский язык: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. — 384 с.

Учебное пособие состоит из базового курса латинского языка, хрестоматии, латинско-русского и русско-латинского словарей. В первой части все слова, встречающиеся в тексте, взяты из лексических минимумов (кроме тех немногих, которые пояснены в комментарии). Во второй части лексические минимумы отсутствуют, новые слова в тексте выделены жирным шрифтом. Уроки базового курса предваряются краткими вступлениями и содержат весь необходимый грамматический материал, построенный по принципу от простого к сложному. Тексты хрестоматии охватывают период со II в. до н.э. по I в. н.э. В комментариях учтены результаты современных исследований. К ряду текстов комментарии на русском языке даются впервые.

Если вы откроете сайт библиотеки ОГУ, то там вы найдете много учебных, научных, методических и начуно-популярных изданий, посвящённых латинскому языку. Вот некоторые из них:

1. Любимова, Т. Д. Латинский язык [Текст] : сб. заданий и упражнений для студентов специальности "Юриспруденция" / Т. Д. Любимова, И. Л. Клименко, Л. В. Тюрина; Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ин-т.- 2-е изд., стер. - М. : МГИУ, 2008. - 74 с. - Библиогр.: с. 73. — ISBN 978-5-2760-1449-4.

2. Голосов, А. В. Латинский язык [Текст] : учебник / А. В. Голосов, Ю. И. Городкова, И. И Соколов; под ред. М. Я. Сумароковой.- 4-е изд., доп. - М. : Медицина, 1972. - 248 с

3. Марцелли, А. А. Латинский язык [Текст] : учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / А. В. Марцелли.- 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 287 с. : табл. - (Высшее образование). - Прил.: с. 116-171. - Лат.-рус. слов.: с. 172-284. — ISBN 978-5-222-21207-3.

4. Ляндесберг, Я. С. Латинский язык [Текст] : для ветеринар. вузов и фак-тов / Я. С. Ляндесберг.- 4-е изд. - М. : Высш. шк., 1972. - 226 с.

5. Латинский язык [Текст] : тесты / И. Ф. Колонтаевская [и др.]; отв. рук. сер. И. Ф. Колонтаевская. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 368 с. : табл. - Библиогр.: с. 367. - ISBN 978-5-94280-321-6.

6. Попов, А. Н. Латинский язык [Текст] : начальный курс, хрестоматия, грамматика, синтаксис, слов.: учеб. для вузов / А. Н. Попов, П. М. Шендяпин. - М. : Академический проект, 2008. - 496 с. - (Фундаментальный учебник) — ISBN 978-5-8291-1017-8.

7. Гончарова, Н. А. Латинский язык [Текст] : учеб. для вузов / Н. А. Гончарова. - Минск : Вышэйш. шк., 2006. - 288 с. - Библиогр.: с. 195. - ISBN 985-06-1176-6.

8. Дворецкий, И. Х. Латинско-русский словарь [Текст] : ок. 50 000 слов / И. Х. Дворецкий.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Рус. яз., 1976. - 1096 с.

9. Соболевский, С. И. Грамматика латинского языка [Текст] : теорет. часть: морфология и синтаксис: учеб. пособие для вузов / С. И. Соболевский. - СПб. : Летний сад, 1999. - 431 с. - (Библиотека русской педагогики).

10. Ильина, Л.Е. Латинский язык [электронный ресурс] курс лекций: зарег. в УФАП ОГУ 9.09.2011; № 685 — Оренбург, 2011.) Электронный курс лекций представляет собой презентации Power Point, освещающие основные этапы формирования латинского языка и связанные с ними факты истории Римской империи. Данная форма предъявления и закрепления учебного материала повышает мотивацию изучения латинского языка, позволяет с большей эффективностью реализовать межпредметные связи и акцентировать внимание на историко-филологическом анализе латинских текстов, сопоставлении лексики латинского, русского и изучаемых современных иностранных языков.

Кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка

Информация о коронавирусе
  • Организация социально-воспитательной работы в период дистанционного обучения
0/0

Сегодня

4 апреля 2020 г., суббота

температура воздухаатмосферное давление

    Объявления

    • 27.03.2020 Приглашаем к публикации статей в научном журнале «Шаг в науку»

      Уважаемые преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты! Приглашаем к публикации статей в рецензируемом научном журнале «Шаг в науку». ›››

    • 26.03.2020 О переносе студенческой конференции

      Уважаемые обучающиеся! Доводим до вашего сведения, что XLII студенческая научная конференция переносится с 7 апреля 2020 г. на более поздний срок. ›››

    • 25.03.2020 Выборы на должности заведующих кафедрами

      ОГУ объявляет выборы на должности заведующих кафедрами в связи с наличием вакансий по кафедрам: ›››

    • 25.03.2020 Конкурс на должности ППС

      ОГУ объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по следующим кафедрам: ›››

    • 24.03.2020 Онлайн-курс русского языка для иностранцев / Орыс тілінің онлайн курсы

      Центр английского языка ОГУ приглашает всех желающих на онлайн-курс русского языка для иностранцев. ›››

    • 24.03.2020 Курсы арабского языка (очное и дистанционное обучение)

      Центр английского языка ОГУ приглашает всех желающих на курсы арабского языка. ›››

    • 24.03.2020 Стажировка «ВТБ Юниор»

      Открыт набор на оплачиваемую стажировку «ВТБ Юниор» в сети банка в Оренбурге и 53 городах России. ›››

    • 17.03.2020 Курсы казахского языка

      Центр английского языка ОГУ приглашает всех желающих на курсы казахского языка. ›››

    • 17.03.2020 Набор в группы иностранных языков

      Центр английского языка ОГУ приглашает всех желающих на занятия по следующим программам: ›››

    • 16.03.2020 Новации-2020

      29 мая 2020 г. филиал «Оренбургэнерго» проводит для студентов и аспирантов вузов Оренбургской области ежегодную научно-практическую конференцию «Новации-2020». Заявки на участие принимаются до 14 мая. E-mail: idea@orene.ru. ›››

    • 05.03.2020 Проект от филиала АО «Концерн Росэнергоатом»

      Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» проводит набор кандидатов из числа выпускников ОГУ на должности: ›››

    • 05.03.2020 Проект от АО «АВТОВАЗ»

      АО «АВТОВАЗ» осуществляет набор кандидатов из числа выпускников Аэрокосмического института ОГУ на должности инженера-конструктора, инженера-технолога, художника-конструктора (дизайнера), главного специалиста проекта. ›››

    • 05.03.2020 Проект по набору от АО «Газстройпром»

      АО «Газстройпром» — ведущая строительная организация в сфере строительства компрессорных станций и магистральных трубопроводов — проводит набор кандидатов из числа выпускников ОГУ на должности аналитиков и программистов в сфере корпоративной безопасности. ›››

    • 04.09.2019 Сотрудничество ОГУ с рекрутинговыми агентствами

      Оренбургский государственный университет приглашает к сотрудничеству рекрутинговые агентства с целью привлечения на обучение иностранных студентов. ›››

    Почтовый адрес:

    460018, г. Оренбург,

    просп. Победы, д. 13

    Телефон:

    +7 (35-32) 77-67-70

    Факс:

    +7 (35-32) 72-37-01

    Горячая линия министерства образования Оренбургской области:

    +7 (35-32) 34-26-35

    +7 (35-32) 34-26-37

    +7 (35-32) 34-26-30

           

    Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».

    © ОГУ, 1999–2020. При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна!