Опрос

Выпускник-бакалавр 2020 года, что планируете делать после получения диплома?



Объявления:

Как пчелы помогли заняться робототехникой

13.05.20
Студент АКИ Михаил Кириков. Открыть в новом окне [128 Kb]

Студент Аэрокосмического института ОГУ, призер регионального этапа интеллектуальной олимпиады «IQ ПФО» по робототехнике Михаил Кириков на своем примере рассказал о том, почему молодежь интересуют роботы и откуда этот интерес появляется.

Студент АКИ Михаил Кириков и профессор кафедры систем автоматизации производства Александр Сергеев. Открыть в новом окне [128 Kb]
Доцент кафедры систем автоматизации производства Максим Овечкин и студент кафедры Михаил Кириков. Открыть в новом окне [171 Kb]
Робот на базе конструктора «Лего». Открыть в новом окне [110 Kb]
Студент АКИ Михаил Кириков. Открыть в новом окне [175 Kb]
Робот-манипулятор. Открыть в новом окне [139 Kb]
3D-принтер. Открыть в новом окне [191 Kb]
Робот-паук. Открыть в новом окне [166 Kb]

— Почему ты конструируешь роботов?

— Робототехника — это лишь часть моих увлечений. Я учусь по направлению автоматизации технологических процессов и производств в ОГУ. С самого детства увлекался изучением и разработкой электронных систем, программированием и прототипированием. Мне всегда нравилось создавать электронные схемы и наблюдать за тем, как работает мое творение вживую, без компьютеров и симуляторов. Но сами роботы меня интересуют тем, что они позволяют компьютеру менять окружающий его мир, пусть и в жестко заданных человеком пределах, но всё же менять. Например, станки c ЧПУ — это тоже роботы. Их задача — автоматизировать жизнь человека в определенной степени. Мне, в силу желания сэкономить свои усилия, всегда нравилось автоматизировать всё подряд, так я и пришел к роботам и компьютерам. Я получаю большое удовольствие от того, чем занимаюсь, это моя стихия.

— Каких роботов ты создал?

— Недавно для участия в олимпиаде под научным руководством Александра Русяева, доцента кафедры систем автоматизации производства, я разрабатывал робота на базе конструктора «Лего», который должен двигаться по нарисованной траектории. Сейчас дорабатывается шагающий робот-паук. Он должен управляться дистанционно. Этот учебный робот — наша альтернатива «Лего». Его можно напечатать на 3D-принтере, а обучающиеся самостоятельно разрабатывают программы. Паука начали создавать другие студенты нашего университета, у них была проблема с программированием и микроконтроллером. Я помог с программным кодом.

— В чем заключается суть робота? И чем он отличается от обычного конструктора на батарейках?

— Роботы создаются человеком для решения самых разнообразных задач. Это может быть пылесос, а может быть даже и станок по обработке металла. Главное, что робот способен самостоятельно выполнять те задачи, для которых создан. Так что конструктор на батарейках вполне может быть роботом, если он имеет какие-либо датчики, исполнительные механизмы и алгоритмы работы, которые позволяют ему выполнить его задачу, например, заинтересовать детей в робототехнике.

— Какие программы надо освоить, чтобы делать роботов?

— Для написания кода подойдет любой текстовый редактор. А вот если создавать более серьезные работы, то следует использовать другие программы. Программы AVR-GCC, PROTEUS нужны для отладки, то есть для поиска или устранения ошибок и для проектирования схемы будущего устройства. Программы SPRINT-LAYOUT или EagleCAD нужны для проектирования (рисования) различных плат. Так, при производстве печатных плат сначала на поверхность текстолита наносят полученный рисунок будущей платы, а затем выполняют химическое травление не покрытых рисунком областей, в результате чего и получается готовая плата.

— Много времени тратишь на создание машины?

— Для создания робота требуется много времени и ресурсов, но вообще всё зависит от того, что из себя будет представлять будущая машина. Если это какой-то робот на базе конструктора, то можно собрать и запрограммировать его за пару часов. Но если что-то самодельное, то нужно разработать схему, программу, механику, корпус, всё это создать, собрать, отладить, и только после этого можно насладиться результатом работы. Такая разработка может занять и месяц, и два.

— Как ты считаешь, современная молодежь может вместо игр заниматься программированием? Или это сложно и требует специальных знаний?

— Смотря для какой платформы программировать. Если программировать микроконтроллеры (микросхемы) на самом близком к аппаратному уровне, то нужно понимать основы информатики, программирования, используемой архитектуры и схемотехники. Если же программа пишется, например, для веб-сайта, то появляется большой уровень абстракции от аппаратного обеспечения и само программирование становится гораздо проще, как и отладка результата. К тому же никто не мешает программировать в играх. Это может сильно помочь в обучении программированию, так как человек будет заинтересован в получении результата в игре. Всем тонкостям программирования можно обучиться в ОГУ.

— Какую роль в твоей жизни играют компьютерные игры?

— Мне нравится «Майнкрафт», в ней я практиковался программировать. Это одна из немногих игр, которая позволяет творить. Потом, всегда интересно что-то поломать в игре, написать бота, который за меня будет что-то добывать. Я играю не часто, но иногда могу провести за игрой часа четыре.

— Что тебя интересует кроме робототехники?

— Программирование под операционную систему Unix. Я никогда не работал с ней, но работал с Unix-подобными системами, то есть системами, имеющими схожее строение и философию. А также меня привлекает альтернативная энергетика, автомобили. Еще я помогаю что-то починить из техники близким и знакомым. Помимо этого, я занимаюсь пчеловодством, у нас своя пасека, где примерно 30 ульев.

— Такие разные интересы… Пчелы с программированием, случайно, никак не связаны?

— Связаны, и не случайно. Нам с папой нужна была медогонка. Купили старую ручную. Крутить было лень, решили установить электродвигатель. Для управления скоростью и временем работы мотора пришлось разработать микроконтроллер. Потом пчел поставили на зиму в домик, и, чтобы они не замерзли, решили сами сделать нагреватель с датчиком температуры. С развитием пасеки переделали отопление всего домика с поддержанием микроклимата. Летом вывозим пчел, надо чтобы кто-то контролировал ульи. Мы сделали электронные весы, которые кроме веса показывают температуру, влажность, давление и отправляют эти данные по СМС. Первую версию весов делал папа. Я в последующем подключился — перепрограммировал их, чтобы данные приходили не по СМС, а через интернет, так экономичнее, ошибки в коде исправлял.

— Есть смысл изобретать? Не проще использовать готовые разработки?

— Такие весы, конечно, существуют, и некоторые умельцы сами их делают. Но мы сделали лучше и дешевле аналогов. Наши на одной батарейке работают год, а у других батарейки каждые две недели надо менять — и наши весы уже пользуются спросом.

— Как планирует развиваться ваша роботизированная пасека?

— Сейчас думаем с папой над модульной конструкцией для перемещения ульев. Они очень тяжелые. Но она не роботизированная планируется, хотя… надо подумать.

— Получается, папа увлек тебя программированием?

— Наверное, так. У папы в юности был самодельный компьютер. Обычно человек интересуется тем, что рядом. Ему надо показывать что-то, объяснять. И важно образование по душе выбрать.

Отдел по связям с общественностью ОГУ

Актуальная информация о дистанционном обучении и работе
  • Всероссийский конкурс «Цифровой прорыв»
  • Виртуальный день открытых дверей
  • Недели без турникетов онлайн
  • Содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников: онлайн-формат
  • Организация социально-воспитательной работы в период дистанционного обучения
0/0
Абитуриент ОГУ - 6 шагов к мечте!

Сегодня

26 мая 2020 г., вторник
16 неделя (верхняя)

температура воздухаатмосферное давление

Объявления

  • 25.05.2020 Проект по набору выпускников в АО «Группа „СВЭЛ”»

    АО «Группа „СВЭЛ”», один из ведущих российских производителей электротехнического оборудования, приглашает на работу выпускников ОГУ на должности инженера-конструктора, инженера-технолога, инженера отдела технического контроля. ›››

  • 19.05.2020 Конкурс-акселератор «Большая разведка»

    Всероссийский конкурс-акселератор инновационных проектов «Большая разведка», предоставляющий комплекс мероприятий по проектному обучению, привлечению и развитию инновационных и технологических проектов (стартапов), приглашает для участия в нем студентов, выпускников и аспирантов ОГУ. ›››

  • 19.05.2020 Государственная итоговая аттестация в аспирантуре ОГУ в 2020 году

    Вниманию выпускников! Разработаны регламент и инструкция проведения государственной итоговой аттестации в ОГУ. ›››

  • 19.05.2020 Конкурс «Вместе против коррупции!»

    Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводится Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!». ›››

  • 13.05.2020 Летние языковые курсы в Центре английского языка

    Центр английского языка ОГУ приглашает на летние курсы по следующим программам: ›››

  • 13.05.2020 Стажировка от ПАО «Газпром нефть»

    ПАО «Газпром нефть» приглашает пройти стажировку по разработке систем семантического анализа студентов и выпускников факультета математики и информационных технологий ОГУ. ›››

  • 13.05.2020 Проект от АО «Уральский завод металлоконструкций»

    АО «Уральский завод металлоконструкций» приглашает на работу выпускников ОГУ на должность инженера-конструктора металлических конструкций. ›››

  • 12.05.2020 Онлайн-курс «Поиск работы: от теории к практике»

    Отделом по продвижению образовательных услуг и работе с выпускниками ОГУ совместно с компанией HeadHunter разработан онлайн-курс «Поиск работы: от теории к практике» в системе Moodle для студентов старших курсов ОГУ. ›››

  • 08.05.2020 Премия президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых: учимся на чужих ошибках

    Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах проводит серию вебинаров, в рамках которых будут разобраны особенности подачи заявок на соискание премии президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых. Расписание вебинаров в федеральных округах и регистрация участников на сайте. ›››

  • 07.05.2020 Всероссийский конкурс «Цифровой прорыв»

    С 5 мая открыта регистрация участников на второй сезон Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв». ›››

  • 30.04.2020 Третий сезон кубка по менеджменту «Управляй!»

    Стартовал новый, третий сезон Всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» — конкурса президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». ›››

  • 29.04.2020 Конкурс на должности ППС

    ОГУ объявляет конкурс на должности профессорско-преподавательского состава по следующим кафедрам: ›››

  • 29.04.2020 Выборы на должности заведующих кафедрами

    ОГУ объявляет выборы на должности заведующих кафедрами в связи с наличием вакансий по кафедрам: ›››

  • 29.04.2020 Набор на обучение по программе профессиональной переподготовки «Преподавание иностранного языка в образовательных организациях»

    Центр английского языка и Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОГУ приглашают студентов и лиц, уже имеющих среднее специальное или высшее образование, на обучение по программе профессиональной переподготовки «Преподавание иностранного языка в образовательных организациях» (языки: английский, испанский, французский, итальянский, немецкий, турецкий, арабский). ›››

  • 28.04.2020 Всероссийский конкурс проектов кружкового движения Rukami

    Открыт прием заявок на участие во Всероссийском конкурсе проектов кружкового движения Rukami 2020 года. ›››

  • 24.04.2020 Всероссийские олимпиады и викторины

    Российское образовательное издание КОТ.ru приглашает принять участие в олимпиадах, посвященных 75-летию Победы в ВОВ: ›››

  • 22.04.2020 Преподавателям, принимающим участие в конкурсах на замещение должностей ППС

    Уважаемые коллеги! Конкурсные процедуры в соответствии с приказами № 100, 155 временно приостанавливаются ввиду невозможности их очного проведения. ›››

  • 21.04.2020 Платформа научно-исследовательских заданий

    Платформа создана для студентов и молодых специалистов на базе инновационного центра «Бирюч». ›››

  • 15.04.2020 Обучение по программе «Финансовое консультирование»

    Финансовый университет при Правительстве РФ проводит бесплатное обучение по программе подготовки консультантов-методистов по повышению финансовой грамотности взрослого населения в рамках реализации проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». ›››

  • 04.09.2019 Сотрудничество ОГУ с рекрутинговыми агентствами

    Оренбургский государственный университет приглашает к сотрудничеству рекрутинговые агентства с целью привлечения на обучение иностранных студентов. ›››

Почтовый адрес:

460018, г. Оренбург,

просп. Победы, д. 13

Телефон:

+7 (35-32) 77-67-70

Факс:

+7 (35-32) 72-37-01

Горячая линия министерства образования Оренбургской области:

+7 (35-32) 34-26-35

+7 (35-32) 34-26-37

+7 (35-32) 34-26-30

       

Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».

© ОГУ, 1999–2020. При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна!